Взаимодействие факультета с работодателями
На факультете педагогики, психологии и социальных наук взаимодействие с работодателями начинается с профориентационной работы и продолжается в организации и реализации учебно-воспитательного процесса, логическим завершением которого является трудоустройство выпускников и содействие их дальнейшему карьерному росту.
Соглашения о сотрудничестве
МБОУ "Лицей современных технологий управления № 2" г. Пензы
МАОУ Многопрофильная гимназия № 13 г. Пензы
Филиал №1 "Рябинка" МБДОУ №109 г. Пензы
ГУЗ "Пензенский областной центр реабилитации"
МБОУДО "Дворец детского (юношеского) творчества" г. Пензы
Факультет активно сотрудничает с работодателями, представителями работодателей многих организаций города и области, таких как:
§ органы и учреждения системы образования
Министерство образования Пензенской области
Федеральным Государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет» был заключен договор о целевом приеме с Министерством образования Пензенской области.
Институт регионального развития Пензенской области
Педагогическим институтом им. В.Г. Белинского Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Пензенский государственный университет" было заключено соглашение о сотрудничестве с Государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Пензенский институт развития образования".
§ органы государственного и муниципального управления;
§ социологические и психологические службы, рекламные, кадровые и PR-агентства;
§ органы и учреждения системы социальной защиты населения, пенсионного обеспечения и занятости населения;
§ учреждения сферы культуры и досуга.
НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФАКУЛЬТЕТА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК С РАБОТОДАТЕЛЯМИ
1. Целевая подготовка специалистов для организаций
Осуществляется практика целевого набора абитуриентов.
Пензенским государственным университетом заключен договор о целевом приеме с Министерством образования Пензенской области. Предметом договора является осуществление целевого приема абитуриентов по направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе направлений «Образование и педагогика», для удовлетворения потребностей сферы образования в высококвалифицированных кадрах.
2. Переподготовка, повышение квалификации специалистов организаций
Кафедрами факультета реализуются программы профессиональной переподготовки: «Педагогика и методика дошкольного образования» (кафедра ДиДО), «Логопедия» (кафедра ДиДО), «Педагогика и методика начального образования» (кафедра ТМДиНО), «Педагогика и психология» (кафедра ПП),
а также программы повышения квалификации:«Реализация ФГОС дошкольного образования» (кафедра ДиДО), «Реализация ФГОС начального общего образования» (кафедра ТМДиНО), «Содержание и организация работы воспитателя группы продленного дня в условиях реализации ФГОС НОО» (кафедра ТМДиНО), «Реализация требований ФГОС в преподавании музыки» (кафедра ММПМ) и др.
3. Прохождение практик в организациях студентами факультета
Студенты педагогических специальностей проходят педагогическую практику в лучших школах города и области. Работники профильных организаций, представители работодателей в соответствующей области профессиональной деятельности, руководят педагогической и другими практиками студентов факультета.
4. Привлечение студентов факультета для временной, сезонной работы в организациях
При совместном участии работодателей и факультета студенты привлекаются для временной, сезонной работы в организациях, например, в рамках трудоустройства на летний период членов студенческого педагогического отряда «Пламенный», действующего при кафедре «Педагогика и психология» (руководитель доцент И.А. Кудряшова). Педагогический отряд «Пламенный» на протяжении более 30 лет готовит воспитателей и вожатых для работы в детских оздоровительных лагерях не только Пензенской области, но и других регионов РФ.
5. Трудоустройство выпускников факультета в организациях
Выпускники факультета педагогики, психологии и социальных наук востребованы как профессионалы: в органах управления различных уровней, в бизнес-структурах, в учреждениях системы образования и социальной защиты, в социологических и психологических службах, в рекламных и кадровых агентствах.
6. Совместная профориентационная работа
Систематическая совместная деятельность с педагогами и учащимися образовательных учреждений города и области позволяет целенаправленно проводить профориентационную работу.
7. Совместная проектная и научно-исследовательская деятельность
На факультете успешно реализуется одно из ведущих направлений взаимодействия с работодателями – совместная проектная и научно-исследовательская деятельность.
Используются различные формы сотрудничества: работа преподавателей факультета в школах в качестве методистов-консультантов, организация и проведение научно-практических семинаров для учителей.
На факультете ежегодно проводятся международные, всероссийские и межвузовские научные конференции с участием представителей работодателей в соответствующей области профессиональной деятельности. Традиционными стали:
§ Всероссийская научно-практическая конференция «Артемовские чтения» (кафедра ТМДиНО),
§ Всероссийская научная конференция «Социологические чтения» (кафедра ТиПСР),
§ Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы массового сознания» (кафедра ОП),
§ Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Духовно-нравственное воспитание: Образование. Культура. Искусство» (кафедра ММПМ),
по итогам работы которых издаются научные доклады участников.
Под эгидой Управления образования г. Пензы проводится олимпиада для младших школьников «Росток» по трем основным предметам: русскому языку, математике, окружающему миру. Организатором Олимпиады выступила кафедра ТМДиНО. Это первая в истории вуза олимпиада для учеников начальных классов.
Преподаватели факультета активно участвуют в совместных с образовательными организациями Пензы и Пензенской области проектах. Среди них:
«Школа юного психолога» для учащихся 9-11 классов (на базе МБОУ многопрофильная гимназия №4 «Ступени», МБОУ СОШ №55 г. Пензы),
«Творческие встречи в Музыкальной гостиной» (на базе МБОУ СОШ №11 г. Пензы) и др.
8. Проведение постоянно действующих кружков, факультативов, специализированных курсов, мастер-классов и других мероприятий образовательной деятельности во взаимодействии школы и вуза
Преподавателями постоянно проводятся консультации, осуществляется методическая помощь выпускникам факультетов. Преподаватели кафедр принимают участие в областных семинарах учителей, помогают готовить учеников к участию в научно-практических конференциях школьников.
Профессорско-преподавательский состав факультета педагогики, психологии и социальных наук организует и проводит:
§ постоянно действующие кружки: «Ансамбль народных инструментов» (МБОУ СОШ № 11 г. Пензы) (кафедра ММПМ), «Акварелька» (МБОУ СОШ № 20 г. Пензы) (кафедра ИИК) и др.;
§ факультативы: «Для одаренных детей» (МБОУ многопрофильная гимназия №4 «Ступени» г. Пензы) (кафедра ТМДиНО), «Введение в профессию «Психолог»» (МБОУ СОШ №30 г. Пензы) (кафедра ОП), «Хор» (МБОУ СОШ № 30 г. Пензы) (кафедра ММПМ) и др.;
§ специализированные курсы: «Детский хор», «Музыкальное исполнительство (фортепиано)» (МОУ ДОД «Детская музыкальная школа №1» г. Пензы) (кафедра ММПМ);
§ методические семинары «Противодействие жестокости и насилию в образовательной среде» (МБОУ СОШ №56 , МБОУ ОШИ № 1 г. Пензы) (кафедра ТМДНиДО), «Музыкальное искусство и образование: традиции и новаторство» (кафедра ММПМ), «Актуальные проблемы современного музыкально-педагогического образования» (кафедра ММПМ) и др.;
§ мастер-классы: «Научись управлять своими эмоциями» (МБОУ СОШ с. Пионер Кузнецкого р-на) (кафедра ОП), «Педагогические аспекты подготовки учащегося-музыканта к публичному выступлению» (кафедра ММПМ), «Мастерство академического вокала» (кафедра ММПМ), «Роль и место картины в искусстве XX века. Графические серии» (кафедра ИИиК), «Графика. Силуэт» (кафедра ИИиК);
§ психологическая игра-марафон «Лидер» (МБОУ СОШ №66 г. Пензы) (кафедра ОП)
и другие мероприятия образовательной деятельности во взаимодействии школы и вуза.
9. Привлечение к образовательному процессу преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций
На факультете внедрили практику участия работодателей, представителей от работодателей в работе «круглых столов», посвященных вопросам практической подготовки студентов и трудоустройства выпускников, преподавание представителями работодателей отдельных курсов и дисциплин.
В настоящее время на факультете в образовательном процессе участвует ряд преподавателей из числа руководителей и работников профильных организаций.
10. Включение в состав государственных экзаменационных комиссий ведущих специалистов – представителей работодателей в соответствующей области профессиональной деятельности
Представители работодателей в соответствующей области профессиональной деятельности привлекаются к итоговой государственной аттестации выпускников в качестве председателей и членов ГИА.
Таким образом, совместная деятельность профессорско-преподавательского состава, действующих руководителей и работников профильных организаций и студентов способствует формированию и всестороннему развитию личности будущего специалиста, усилению практико-ориентированной направленности образовательного процесса, логическим завершением которого является трудоустройство выпускников и содействие их дальнейшему карьерному росту.
Усилия факультета, в первую очередь, направлены на повышение качества подготовки выпускников, в которых важная роль отводится формированию долгосрочных партнерских отношений с работодателями.
ПЛАНИРУЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФАКУЛЬТЕТА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК В РАМКАХ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Работа по совершенствованию форм и методов сотрудничества с работодателями, в том числе по использованию образовательных организаций в качестве площадок для организации опытно-экспериментальной работы студентов при подготовке ВКР, в рамках работы научных студенческих кружков, в процессе организации специальных исследований, проводимых преподавателями кафедр.
2. Усиление практико-ориентированной направленности образовательного процесса за счет привлечения представителей работодателей для преподавания отдельных курсов и дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВО.
3. Разработка практико-ориентированных курсовых и выпускных квалификационных работ и выполнение их студентами по заказу организаций-работодателей, что обеспечивает актуальность, практическую значимость и способствует закреплению выпускника в организации, с проведением защиты с участием представителей работодателей.
4. Размещение на официальном сайте факультета и на сайтах кафедр информации о взаимодействии с работодателями, видах деятельности, в т.ч. постоянно действующих научных студенческих кружках, факультативах, специализированных и элективных курсах, мастер-классах и мероприятиях по образовательной деятельности во взаимодействии школы и вуза.
5. Внешняя оценка качества образовательного процесса – один из инструментов оценки качества образовательного процесса. Проводится путем анкетирования работодателей и выпускников.
Дата обновления: 09.11.2024 18:52